Каталоги монет и банкнот - нумизматические и бонистические каталоги

СВОДНЫЙ КАТАЛОГ:

Европа

АЛБАНИЯ
Бонистический каталог
Нумизматический каталог
АНДОРРА
Бонистический каталог
Нумизматический каталог
БЕЛАРУСЬ
Бонистический каталог
БЕЛЬГИЯ
Бонистический каталог
БОЛГАРИЯ
Бонистический каталог
БОСНИЯ и ГЕРЦЕГОВИНА
Бонистический каталог
ДАНИЯ
Бонистический каталог
ГИБРАЛТАР
Бонистический каталог
ГРЕЦИЯ
Бонистический каталог
ГРЕНЛАНДИЯ
Бонистический каталог
ВЕНГРИЯ
Бонистический каталог
ИСЛАНДИЯ
Бонистический каталог
ИРЛАНДИЯ
Бонистический каталог
ЛИХТЕНШТЕЙН
Бонистический каталог
ЛЮКСЕМБУРГ
Бонистический каталог
МАЛЬТА
Бонистический каталог
МОНАКО
Бонистический каталог
НИДЕРЛАНДЫ
Бонистический каталог
НОРВЕГИЯ
Бонистический каталог
ПОЛЬША
Бонистический каталог
ПОРТУГАЛИЯ
Бонистический каталог
РУМЫНИЯ
Бонистический каталог
СЛОВАКИЯ
Бонистический каталог
СЛОВЕНИЯ
Бонистический каталог
ФАРЕРСКИЕ ОСТРОВА
Бонистический каталог
ФИНЛЯНДИЯ
Бонистический каталог
ФРАНЦИЯ
Бонистический каталог
ЧЕХИЯ (включая БОГЕМИЮ)
Бонистический каталог
ШВЕЙЦАРИЯ
Бонистический каталог
ШВЕЦИЯ
Бонистический каталог
ЭСТОНИЯ
Бонистический каталог

Азия

АФГАНИСТАН
Нумизматический каталог
Бонистический каталог
БАНГЛАДЕШ
Бонистический каталог
БУТАН
Бонистический каталог
БРУНЕЙ-ДАРУССАЛАМ
Бонистический каталог
ВЬЕТНАМ
Бонистический каталог
ВОСТОЧНЫЙ ТИМОР
Бонистический каталог
ГОНКОНГ
Бонистический каталог
ИНДИЯ
Бонистический каталог
ИНДОНЕЗИЯ
Нумизматический каталог
Бонистический каталог
ИОРДАНИЯ
Бонистический каталог
ИРАН
Бонистический каталог
ИРАК
Бонистический каталог
КАМБОДЖА (КАМПУЧИЯ)
Нумизматический каталог
КАТАР
Бонистический каталог
КУВЕЙТ
Бонистический каталог
ЛАОС
Бонистический каталог
ЛИВАН
Бонистический каталог
МАЛАЙЗИЯ
Бонистический каталог
МАЛЬДИВЫ
Бонистический каталог
МОНГОЛИЯ
Бонистический каталог
МЬЯНМА (БИРМА)
Бонистический каталог
НЕПАЛ
Бонистический каталог
ОАЭ
Бонистический каталог
ОМАН
Нумизматический каталог
Бонистический каталог
ПАКИСТАН
Бонистический каталог
САУДОВСКАЯ АРАВИЯ
Бонистический каталог
СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ
Бонистический каталог
СИНГАПУР
Бонистический каталог
СИРИЯ
Бонистический каталог
ТАИЛАНД
Бонистический каталог
ТУРЦИЯ
Бонистический каталог
ФИЛИППИНЫ
Бонистический каталог
ЮЖНАЯ КОРЕЯ
Бонистический каталог
ШРИ-ЛАНКА
Бонистический каталог
ЯПОНИЯ
Бонистический каталог

Северная Америка

Африка

АНГОЛА
Бонистический каталог
АЛЖИР
Бонистический каталог
БОТСВАНА
Бонистический каталог
БУРУНДИ
Бонистический каталог
ГАБОН (включая FEAT)
Нумизматический каталог
Бонистический каталог
ГАМБИЯ
Бонистический каталог
ГАНА
Бонистический каталог
ГВИНЕЯ
Бонистический каталог
ГВИНЕЯ-БИСАУ
Бонистический каталог
ДЖИБУТИ (включая FS и FA&I)
Нумизматический каталог
Бонистический каталог
ЕГИПЕТ
Бонистический каталог
ЗАМБИЯ
Бонистический каталог
ЗИМБАБВЕ
Бонистический каталог
КАМЕРУН
Нумизматический каталог
Бонистический каталог
КЕНИЯ
Бонистический каталог
КОНГО
Бонистический каталог
КОНГО (ДР)
Нумизматический каталог
Бонистический каталог
КОТ Д`ИВУАР
Бонистический каталог
ЛЕСОТО
Бонистический каталог
ЛИБЕРИЯ
Бонистический каталог
ЛИВИЯ
Бонистический каталог
МАДАГАСКАР
Бонистический каталог
МАЛАВИ
Бонистический каталог
МАВРИТАНИЯ
Бонистический каталог
МАВРИКИЙ
Бонистический каталог
МАЛИ
Бонистический каталог
МАРОККО
Бонистический каталог
МОЗАМБИК
Бонистический каталог
НАМИБИЯ
Бонистический каталог
НИГЕРИЯ
Бонистический каталог
РУАНДА
Бонистический каталог
САН-ТОМЕ и ПРИНСИПИ
Бонистический каталог
СВАЗИЛЕНД
Бонистический каталог
СЕЙШЕЛЫ
Бонистический каталог
СОМАЛИ
Бонистический каталог
СУДАН
Бонистический каталог
СЬЕРРА-ЛЕОНЕ
Бонистический каталог
ТАНЗАНИЯ
Бонистический каталог
ТУНИС
Бонистический каталог
ЦАР
Бонистический каталог
ЧАД
Бонистический каталог
УГАНДА
Нумизматический каталог
Бонистический каталог
ЭКВАТОРИАЛЬНАЯ ГВИНЕЯ
Бонистический каталог
ЭРИТРЕЯ
Нумизматический каталог
Бонистический каталог
ЭФИОПИЯ
Бонистический каталог
ЮАР
Бонистический каталог

СТАТИСТИКА КАТАЛОГОВ

Дата последнего пополнения - 05/04/2015 года

Нумизматический каталог содержит
Бонистический каталог содержит

описания 256 монет из
18 стран и
261 изображение
обеих сторон монеты

информацию о 10167 банкнотах из
156 стран и
20320 изображений


СТАТИСТИКА
Византия: жизнь в сельской местности
Исторические очерки | Византия
Оглавление
Византия: жизнь в сельской местности
Страница 2

Император АркадийНа начальном этапе византийской истории императоры, особенно Аркадий (395—408), благоволили больше городским, чем сельским жителям. Аркадий ввел систему налогообложения, которая совершенно определенно была выгодна горожанам, поскольку перекладывала налог с торговли и производства на крестьян, и усложнил жизнь сельских жителей, приказав им платить пошлины золотом, а не натурой, несмотря на то, что фиксированная правительством цена на продажу их продукции была призвана жестко контролировать их доходы. На протяжении всей истории Византии налоги, которыми облагалось сельскохозяйственное население, только подрывали его благополучие. Эта ситуация кажется тем более странной в стране, которая, после завоевания Египта мусульманами, преимущественно зависела от продуктов, выращенных на собственных землях, и рассчитывала, что крестьяне будут вырабатывать большую часть простой пищи, в которой нуждались города, как и все предметы потребления, которые были нужны им самим. Лишь изредка правительство вспоминало о тяжелом положении, в которое его экономическая политика ввергала людей, производивших львиную долю предметов первой необходимости в стране.

 

Нищета, в которой они зачастую были вынуждены существовать, привела к тому, что крестьяне возненавидели сборщиков налогов и своих землевладельцев. Особенно в поздний период они по праву приписывали свои многочисленные и тягостные беды тяжкому бремени налогов. Именно это стало главной причиной голода, который так часто подвигал их на бунты. Восстания происходили регулярно между IX и XI столетиями — в период, когда Византия находилась на вершине процветания. Когда случались подобные беспорядки, политические и религиозные распри зачастую подливали масло в огонь и раздували их до масштабных мятежей. Одно из серьезнейших восстаний началось в 820 году и продолжалось три года. Руководил им некий Фома Славянин, который добился поддержки большей части славян, переселенных правительством в Анатолию с родных земель на Балканах. Это волнение распространилось на соседние регионы, где небольшие группы других славянских народов, а также армян и грузин собрались вокруг Фомы. К нему примкнули и греки - иконопочитатели, которые ненавидело иконоборческое правительство. Через каких-то двадцать лет славянское восстание значительной силы потревожило покой Пелопоннеса. Вскоре павликиане, проповедовавшие свою доктрину в Анатолии, собрали многочисленных сторонников из крестьян. Последовавший за этим бунт распространился по всей Малой Азии. Восставшие одержали так много побед, что для подавления пришлось вызывать армию. Только в 872 году удалось восстановить мир. Это был второй павликианский бунт за пятьдесят лет. Оба восстания в большей степени обязаны своим успехом поддержке, которую оказали сектантам свободные крестьяне, понявшие, что новый, невероятно тяжелый налог, скорее всего, превратит их почти в рабов. Бунт, произошедший между 920-м и 944 годами, совпал с повышением налогов Романом Лакапином и с выходом закона, по которому соседи человека, скрывающегося от уплаты налогов, должны были платить за него. Подобные беды породили многочисленные восстания в пограничных районах, где повышение налогов обострило националистические настроения местных национальных меньшинств.

Помимо солдат-земледельцев или владельцев фем, работавших на земле в приграничных районах, и их сыновей, которые добывали средства к существованию, обрабатывая землю, которую они получили, сделав ее плодородной, в Византийской империи почти не было крестьян (если понимать под словом «крестьянин» хозяина небольшого надела, работающего на себя). Большинство людей, участвовавших в производстве продуктов питания, являлись либо работниками, почти лишенными свободы, подобно крепостным, либо рабами. Хотя империя изобиловала деревнями, многие из них входили в большие поместья и их жители попадали под власть землевладельца, а не государства. До VII века (а может быть, и позднее) жизнь в восточных районах вращалась вокруг поместий, которые принадлежали или представителям старой римской аристократии, или новой византийской знати. Они выросли в конце III столетия, когда экономический кризис заставил людей вкладывать деньги в землю.

Благодаря сохранившимся документам (написанным на папирусе) одной из таких семей, Апионов, мы располагаем большей информацией о землевладельцах Египта до арабского завоевания в VII веке, чем о тех, кто жил в другие века в прочих частях империи. Апионовы записи охватывают период с 488-го по 625 год. Основатель поместья, Феодор Иоанн, почти наверняка был греком и точно не египтянином. Он был выдающимся византийским сановником, членом Священной консистории, назначенным губернатором египетской провинции Аркадия. Его сын, Стратиг, также отличился на поприще государственной службы. Юстиниан наградил его титулом «славнейший патриций». Потомки, сменявшие его в роли главы семьи, жили в Египте, многие работали высокопоставленными чиновниками в своих районах. Эта семья достигла своего максимального благополучия в правление Юстиниана. Ее поместья управлялись по принципам, очень близким к тем, которым следовал Юстиниан в руководстве Византией. Для этой цели Стратиг нанял примерно 20 человек; все они имели право выступать в качестве поверенного. Каждому надлежало регулярно посылать Стратигу подробный отчет.

Александрийский театрНекоторые из этих агентов служили счетоводами, другие — юрисконсультами, прочие — управляющими поместий. Апионы владели своего рода частным банком, куда поступали причитающиеся им платежи деньгами и товарами, где выдавались ссуды крестьянам и раздавалась милостыня. У них был собственный флот, служба конных посыльных и курьеров, даже свои солдаты, которые охраняли счетоводов, перевозящих собранные налоги, которые Апионы передавали государственному налоговому инспектору в Александрии. Несмотря на то что Юстиниан попытался запретить частные армии, подобные этой, значительное их количество сохранилось в больших имениях как в Египте, так и в Каппадокии. Однако довольно странным кажется тот факт, что (приблизительно с конца IV века) некоторые землевладельцы, такие как Апионы, содержали собственные частные тюрьмы. В них заключали беглых рабов, которых поймали, и жителей деревень, которых они решили наказать. Приговоры выносили сами землевладельцы. Записи 538 года сообщают, что 139 человекам, сидевшим в одной из таких тюрем, выдавалась такая же порция вина на Пасху, Крещение и в День святого Михаила, как отбывающим срок наказания в государственных тюрьмах.

Вино и растительное масло считались очень важными продуктами. В поместье Апионов их доставляли прямо старшему эконому, который решал, какой их объем следует поместить на хранение в хозяйский погреб, а какой продать. Тем не менее, зерновые оставались основой сельского хозяйства, только скотоводство соперничало с ними по значимости. Когда арабы завоевали Сирию и Египет, эти имения были разрушены, большинству землевладельцев-христиан пришлось покинуть свои угодья и уехать на территорию, подвластную Византии. Многие обосновались там на необрабатываемых землях, где работали как независимые земледельцы, едва сводя концы с концами. Однако некоторым удалось обзавестись обширными поместьями за сравнительно небольшой промежуток времени. Хотя немало землевладельцев считали жизнь в деревне равнозначной ссылке и пытались всеми силами удержаться в столице и при дворе, прочие с удовольствием уезжали подальше от недреманного ока правительства. Некоторые смогли добиться серьезного могущества. Подобно непокорным баронам средневековой Европы, они были смелыми и решительными. Многие из них вели себя как мелкие князьки, а отдельные землевладельцы даже чеканили свои монеты и строили виллы непередаваемой красоты. В них комнаты располагались вокруг центрального дворика, который часто украшался мозаичным полом. Интерьер делился коридором на две части: комнаты для приемов и личные апартаменты. Остальные предпочитали жить в старых домах впечатляющей архитектуры.

Семейство будущего патриарха Филарета, чьей дочери предстояло выйти замуж за императора Константина VI, принадлежало к тем, кто предпочитал старую архитектуру новой. В VIII веке, когда Филарет был еще молод, они жили в своем поместье в районе Синопа, в величественном старом особняке. Его роскошная мебель включала в себя круглый костяной стол, инкрустированный золотом, за которым помещалось 36 человек, и сундуки, заполненные золотыми и серебряными предметами и дорогой одеждой. Семья состояла из 30 человек: помимо Филарета и его родителей, двух замужних сестер, их мужей и детей, к ней причислялись все проживающие в доме. На них работали многочисленные рабы и слуги. В имение входило 48 деревень, и каждая снабжалась водой из родников настолько хорошо, что была сооружена даже сложная система орошения. В хозяйстве насчитывалось 100 волов, 600 голов крупного рогатого скота, 800 кобыл, 80 мулов и верховых лошадей, 12 тысяч овец и бесчисленное количество ульев — в те времена обязательного атрибута любой фермы.

В V веке, помимо мелких земельных арендаторов, появились две новые категории сельских рабочих. Одна состояла из людей, формально свободных и поэтому вынужденных платить налоги, но на деле привязанных к определенному участку земли и таким образом фактически являющихся крепостными. Когда их землю продавали, они автоматически переходили вместе с ней к новому хозяину. Вторая, более многочисленная, группа объединяла рабов. У некоторых землевладельцев их было очень много. Когда к ним обращались с тем, чтобы они предоставили солдат в армию, они без тени сомнений отправляли своих рабов, трудившихся на земле. Но сколько бы их ни было, рабочих рук для культивации всей свободной земли никогда не хватало. В VII веке недостаток сельских работников стал так ощутим, что император послал славян, захваченных в плен в Западной Европе, в Малую Азию, чтобы тем самым обеспечить столь необходимые людские ресурсы.

Эта нехватка в конечном итоге заставила правительство принять меры по защите крестьян. В VII веке были изданы соответствующие постановления, объединенные в кодекс «Земледельческий закон». Согласно ему люди, которым посчастливилось быть независимыми мелкими арендаторами земли, становились полноправными собственниками земли, на которой работают. Однако многие из этих на первый взгляд счастливчиков на самом деле были лишены такого преимущества из-за системы налогообложения, которая действовала в сельской местности. Она называлась аннона и оговаривала, что деревня, со всеми ее садами, полями и общими пастбищами, должна рассматриваться как единое целое. Рабы не платили налогов, но и активно увеличивали население деревень, а сумма налогов рассчитывалась на общее число жителей, поэтому арендаторам и крепостным, хотя они зачастую представляли меньшинство, приходилось выплачивать налог, которым была обложена вся деревня. Подлежащую налогообложению землю и фермерский скот переоценивали каждые пятнадцать лет. Они считались таким же источником дохода, как гавани, рынки и ходовой товар. Закончив подсчеты, чиновник налоговой службы сообщал старейшинам деревни о результате, а им в свою очередь надлежало назвать каждому налогоплательщику сумму, которую тот должен внести. Этот налог часто выплачивали натурой, передавая государственному сборщику. Но позднее крестьянам приходилось самостоятельно относить его местному землевладельцу, который мог оставить его себе, а мог отдать государству.

Роман IБудучи введена, аннона представляла собой, как мы уже видели, смесь земельного и подушного налога. Таким образом, она предписывала соседу неплатежеспособного человека вносить его долю, а это, в свою очередь, плотно прикрепляло налогоплательщика к земле. Лишая его свободы передвижения за пределами деревни, аннона постепенно превратила налогоплательщика в крепостного. «Земледельческий закон» попытался изменить такое положение, отделив земельный налог от подушного. Получив свободу передвижения, вольные люди из числа крестьян быстро поняли, что больше ничто не может помешать им покинуть деревню и отправиться на поиск лучшей земли или более благоприятных условий работы. До XI века, когда сельджуки выдвинулись в Анатолию, тем самым сделав земледелие там опасным и зачастую убыточным, в Малой Азии встречались колоссальные площади невозделанной, но вполне плодородной земли. Ее действительно было так много, а потребность страны в еде столь высока, что императоры попытались решить экономические проблемы, отдав большие наделы частным лицам, которым предписывалось возделывать их и, как землевладельцам, платить с них налоги.

Хотя многие вольные земледельцы владели несколькими рабами или нанимали слугу, который помогал по дому и в полях, они оставались настолько бедными, что редко кто мог себе позволить иметь больше одной лошади, осла, коровы с теленком и пары волов. Однако в VIII веке крупный землевладелец, располагавший 100 парами волов, 500 головами другого скота, 80 лошадьми и 12 тысячами овец, был типичным представителем своего сословия. Помимо того, мелкие арендаторы, чтобы иметь возможность обрабатывать собственные наделы, вынуждены были наниматься к богатым соседям-землевладельцам. Но даже при этом многие влезали в долги и не выплачивали налоги своевременно. Если доходило до крайности, у них не оставалось выбора, кроме как продать свои поля богатым работодателям и продолжить работать на них в качестве крепостного, тем самым помогая увеличивать количество собственности, богатство и власть крупных землевладельцев. К X веку имения, сравнимые по размеру с более ранними на Востоке, выросли в западных регионах, например в Беотии. Одна зажиточная землевладелица в районе Патраса, вдова Даниелис, владела 80 поместьями и некоторыми городами, где женщины, работая вместе в мастерских, ткали значительное количество льна и шелка. Считалось, что ее сундуки были набиты дорогой роскошной одеждой. Когда она выезжала из дому в паланкине, ее сопровождало 300 слуг. Вдова завещала все свое состояние императору, который сразу после ее смерти освободил 3 тысячи рабов и отправил их в Италию в качестве колонистов.